Засор капиллярной трубки холодильника
Распространенная причина неполадок с отечественными холодильниками (и не только) — засор капиллярной трубки холодильника. Сразу расставим точки над «ё» и попросим не путать капиллярную трубку с дренажной. Если дренажная система служит для отвода влаги из холодильников с «плачущим» типом испарителя, то капиллярная система есть в холодильниках любой конструкции и служит для циркуляции фреона.
Засор трубки в капиллярной системе может происходить из-за проникновения примесей через фильтр-осушитель. Также не исключены засоры после перегорания мотора-компрессора. Еще одна причина поломки — «кустарный» ремонт охлаждающего контура холодильника неквалифицированным специалистами. Мельчайшие частицы влаги, курсирующие в системе, могут вызывать закупорки, потому что внутренний диаметр трубок колеблется от долей до пары миллиметров (зависит от марки и модели холодильного оборудования).
В случае засора требуется его немедленное устранение, иначе работа холодильника будет блокирована.
Где находится капилляр и как он работает
Чтобы понять природу неисправности, понадобится понимание устройства холодильного контура оборудования. Чтобы вам стало ясно, как устроена эта система, взгляните на схему:
Мотор (1), работая под высоким давлением, нагнетает хладагент, который в этот момент находится в газообразном состоянии вследствие нагрева. Фреон попадает в конденсатор (большая решетка на фронтальной внешней панели холодильного шкафа) — там он охлаждается (3) и переходит в жидкое состояние. Оттуда фреон конденсируется в фильтр-осушитель (4) и переходит в капилляр (5), откуда идет в испаритель морозильного отсека (7). В морозилке под влиянием отрицательного давления фреон кипит, поэтому испаритель охлаждается. После охлаждения испарителя морозильника жидкий газ идет в испаритель основного отделения (6). Оттуда, попадая в обратный трубопровод (8), фреон курсирует в компрессор, находясь уже в состоянии холодного газа.
Обратите внимание! Взглянув на схему, вы увидите, что капилляр (5) впаян в обратный трубопровод (8). Такая конструкция обеспечивает теплообмен — теплый капилляр греет обратный трубопровод, который охлаждается газом, поэтому обмерзание исключено. Именно этот нюанс делает ремонт в домашних условиях утопией.
Еще одна причина, препятствующая бытовому вмешательству в конструкцию холодильника — невозможность спайки меди (трубка) с алюминием (испаритель).
Важно! Если мастер с умным видом советует вам выкинуть холодильник из-за засора капилляра, можете смело отказываться от услуг такого «профессионала». Компетентный мастер с таким ремонтом справится легко.
Почему засорилась трубка в холодильнике
Когда в «холодный» контур попадает влага или мелкие частицы органического происхождения, это преграждает путь фреону. В итоге производительность холода в камерах снижается, а систему неизбежно ждет перегрев, из-за чего нагревается и мотор. Последний из-за засора может потерять производительность и вовсе выйти из строя. Казалось бы, засор — несерьезная проблема, но она может повлечь за собой капитальные последствия.
Важно! Учитывайте, что перечисленные симптомы могут указывать не только на засор капиллярного трубопровода, но и на другие, не связанные с контуром, поломки. Так, перегрев и снижение холодопроизводительности бывает в случае поломки испарителя.
Дополнительные симптомы, которые могут сопровождать засор трубки:
- слабо морозит морозильный отсек;
- нет охлаждения в основной камере;
- растет лед иди снежная «шуба» на задней стенке камеры и не оттаивает;
- промерзание отсутствует, но на стенке много влаги, а компрессор не отключается.
Засор холодильника «Атлант»: как устранить
Проблема засора капилляра актуальна практически для всех моделей холодильников «Атлант» или «Минск» белорусского производства, выпущенных до 2005 года. Контур — самое уязвимое их место. В холодильниках других марок, таких как «Самсунг» или «Индезит», эта поломка встречается редко, но не исключена, особенно при длительной эксплуатации техники.
Если вы уверены, что проблема в засоре трубки капилляра, стоит немедленно предпринять ремонтные меры. Мы не можем утаить от вас нюансы ремонта, хоть он практически и невозможен в домашних условиях, поэтому кратко опишем процесс в целях ознакомления.
Перед тем, как приступить к самостоятельной чистке контура, стоит вооружиться необходимыми инструментами, хладагентом и оборудованием для дозаправки контура фреоном. Если у вас нет возможности отыскать такое оборудование, стоит обратиться к специалисту — он быстро устранит засор и восполнит уровень хладагента в системе.
Если вы все же рискнете на самостоятельный ремонт, действуйте по одной из возможных схем ремонта:
- Откажитесь от чистки капиллярной трубки — обрежьте ту часть контура, в которой образовалась закупорка. Срез стоит делать в нескольких сантиметрах от места, где фреон входит в капилляр. Способ будет бесполезным для тех случаев, когда засор намного дальше от места входа газа.
- Прочистите трубку, направив в нее струю сжатого азота. Действовать нужно в направлении, обратном курсу фреона в трубке. В этом случае понадобится продувочный пресс.
- Отрежьте трубку от фильтра. Со стороны срезанного конца припаяйте небольшой кусочек медной трубки диаметром 6 мм. К ней присоедините резиновый шланг и манометр, после чего все это прикрепите к нагнетательному выводу мотора. Прежде чем сделать последнее действие, залейте в шланг около 10 кубиков растворителя, используя шприц. Крепко насадите шланг на трубку и запустите мотор. После того, как будет достигнут уровень в 25 атмосфер, отключите мотор. Если трубка так и осталась забитой, повторите процедуру. Иногда, чтобы избавиться от засора, нужно провести до 20-30 таких циклов, поэтому терпение вам понадобится.
- Продувка не принесла результатов? Демонтируйте испаритель (если в холодильнике предусмотрена такая возможность). Нагрейте деталь, опустив ее в горячую воду, затем продуйте систему вновь.
Если ни один из указанных выше способов не принес плоды, а в контуре образовалась плотная пробка с консистенцией, похожей на пластилин, выход только один — требуется замена капилляра. В этом случае самое главное — подобрать оригинальную трубку, соответствующую маркировке вашей модели. С холодильниками «Атлант» или «Минск» проблем с поиском детали не будет, а для импортной модели придется поискать «родной» аналог, вплоть до заказа детали из-за границы.
«Подводные камни» при самостоятельной чистке
Обратите внимание, что в 90% случаев при прочистке системы требуется еще и замена фильтра-осушителя, потому что засор часто происходит именно по вине этой детали. Если не демонтировать неработоспособный элемент и не установить новый, даже при успешной чистке проблема может возобновиться.
Второй момент в том, что при работах с капилляром, как и при других серьезных ремонтных работах, нужно заправить технику фреоном. Для этого необходимо вакуумирование системы, чтобы предотвратить новую закупорку.
Как говорилось выше, если у вас нет должного опыта и необходимого оборудования, проще обратиться в сервис. А наш обзор вы можете использовать как «шпаргалку» на случай, если недобросовестный мастер решит «впарить» вам несуществующие или лишние услуги. Теперь вы знаете о засоре капилляра все — причины, симптомы поломки и способы устранение. Успешного ремонта!
Может и испаритель пробит
Первым делом опрессовка — исключить утечки. Если использовать растворители, то надо отсоединить всасывающую трубку. Контроль масла, если грязь-заменить. Вакуумировать надо с прогревом всех контуров (влага испаряется при темп. выше 40гр.Ц). Новый фильтр.
Последнее средство для 134 чуть чуть 404. Для удаления отложений из компрессора нагреваю о включаю вхолостую. Загрязнения с клапанов вылетают.
Какая чушь о физике процесса испарения, конденсации, сжатия и расширения хладагента! А словосочетание «жидкий газ» — просто верх бреда!
Похоже мастера этой конторы — слесари-сантехники, каменщики, монтажники-высотники, но никак не специалисты по холоду. В школу, срочно в школу! Учить физику!
Молодцы, убивайте компрессор растворителем!
спасибо